Учёные из Голландии и Индии обучили неграмотных людей чтению и обнаружили, что в их мозге изменились «глубинные» структуры. Исследование о влиянии грамотности на органическое устройство мозга опубликовано в Science Advances.
В мозге не существует области, отвечающей за чтение, и в генах эта способность тоже не заложена. Чтение – это самостоятельно развитая в процессе эволюции способность человека. Психолингвисты из Института Макса Планка предполагают, что «область чтения» должна располагаться в зрительной коре мозга. Но проведённый ими эксперимент показал совсем другие результаты.
Площадкой для отслеживания влияния чтения на активность мозга исследователи выбрали Индию. Высокий показатель безграмотности (39%) в стране обусловлен нищетой, ограничивающей доступ к образованию. Для исследования собрали женщин в возрасте около 30 лет. На начальном этапе участницы не могли прочесть на хинди – своём родном языке – ни одного слова. Но через полгода занятий они научились читать по слогам наравне с обычными первоклассниками.
Результат расшифровок фМРТ сканов удивил учёных. Обучение чтению изменило нейронные связи в самых «глубинных» структурах мозга – таламусе и стволе, помогающих зрительной коре отсеивать ненужную информацию. Получилось, что приобретённые не так давно (с точки зрения эволюции) человечеством умения читать и писать изменяют органическую структуру наиболее древних областей головного мозга.
Теперь учёные хотят использовать своё открытие в лечении людей с дислексией — невозможностью нормально читать и писать, не затрагивающей однако способность к обучению.
Текст: Екатерина Заикина
Learning to read alters cortico-subcortical cross-talk in the visual system of illiterates.
by Michael A. Skeide, Uttam Kumar, Ramesh K. Mishra, Viveka N. Tripathi, Anupam Guleria, Jay P. Singh, Frank Eisner and Falk Huettig/
Published May 2017
DOI: 10.1126/sciadv.1602612
Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.
Powered by WPeMatico